В общем проанализировав ситуацию,я понял Малый прав.
Хотели как лучше,а получается как всегда.(любимое выражение Черномырдина)
Полжизни за гараж.
Отцы города делают отчаянную попытку решить в столице гаражную проблему. Одну из самых тяжелых и наиболее далеких от решения. Если автомобиль в сегодняшней Москве – уже давно не роскошь, а самое что ни на есть средство передвижения, то гараж – это именно роскошь. Так что слова «народный гараж» парадоксальны сами по себе.
Основные параметры городской программы «Народный гараж» известны. Строительство начато на 109 площадках, — везде торжественно «залиты бетонные кубы». Подано свыше 70 тыс. заявлений от горожан, заключено более 6,5 тыс. предварительных договоров на общую сумму свыше 3 млрд рублей. Стоимость одного места обойдется москвичу в 350 тыс. рублей, уплатить можно в рассрочку, внеся для начала 105 тыс. рублей.
Имеются и технические рисунки будущих гаражных зданий. Точнее, сооружений, поскольку зданиями в прямом смысле их, к сожалению, назвать нельзя. Этажей будет до пяти (всего 18 типов сооружений), —
а вот стен не будет. Только полы и крыши, да сетка-рабица в качестве стен. Ну, и еще, разумеется, пандусы для въезда и съезда машин – по некоторым проектам, пандусы сделают закрытыми и обогреваемыми. Ну, никуда не денешься — по одежке протягиваем ножки. Суровый спартанский минимум.
Осчастливит ли «Народный гараж» московских автолюбителей? Ответить на сей вопрос пока очень сложно. Прежде всего, смущают цифры. По данным столичного Управления гаражного строительства, «на сегодняшний день в Москве зарегистрировано 2 млн 641 тыс. частных автомобилей, при этом существует лишь 24 тыс. машино-мест в гаражах и на стоянках, удовлетворяющих современным требованиям». То есть, обеспеченность – около 9%.
Как всегда бывает в таких случаях, независимые эксперты оспаривают официальные данные – естественно, в сторону пессимизма. «У ГАИ, когда ни спроси, всегда три миллиона машин, — заметил корреспонденту «Росбалта» широко известный в автомобильных кругах обозреватель Сергей Асланян. – И пять лет назад было три миллиона, и еще раньше. А в городе покупается 200 тысяч машин в год». Асланян оценивает общую численность всех частных автомобилей в Москве в шесть миллионов, оговариваясь, правда, что «статистики у нас в стране и в городе нет».
Но даже, будь это 2,6 млн. Возможно ли в принципе пристроить под крышу такие орды машин? Власти полагают, что возможно. По крайней мере, боевая задача стоит – в 2009 году ввести в строй 73 тыс. машино-мест, в 2010 году – 150 тыс. Гаражное строительство будет идти и впредь: Генеральный план развития Москвы до 2025 года предполагает сооружение 1,7 млн машино-мест. Это – тоже, увы, не насыщение: даже в случае исполнения Генплана, добрая половина машин останется без гаражей. Но это – хотя бы сопоставимые величины.
«Мы готовы строить до 5 млн кв. метров гаражей в год», — отметил первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин (это, кстати, и есть 150 тыс. машино-мест). На выездном совещании 28 августа в районе Митино Ресин заявил: «Я думаю, проблему обеспечения парковками невозможно решить за год, но за 2-3 года она будет решена полностью». Он также рассказал, что сегодня для 44 тыс. автомобилей, которые имеют жители Митино, парковочных мест есть только 19 тыс. «Значит, нам надо обеспечить ввод еще 25 тыс. машино-мест», — подчеркнул Ресин.
Но это – Митино, район окраинный, однако во многих отношениях завидный. Куда хуже идут дела в Центральном округе: там мэр Москвы Юрий Лужков предупредил префекта Алексея Александрова о персональной ответственности за организацию работ по реализации программ гаражного строительства. Теперь на территории ЦАО изыскали-таки 23 площадки для народных гаражей на 2009 год, и еще 16 – на 2010 год.
Круче всех за дело взялся Юго-Восточный округ: там, на бывшей территории Люберецкой станции аэрации возводится гараж на 1,6 тыс. машин. В Печатниках — на 432 места, там еще сам Ресин «заливал первый куб». На 404 машины рассчитан гараж в Южнопортовом районе. В Юго-Западном округе «пионером» гаражного строительства выступил микрорайон Щербинка района Южное Бутово, где новому комплексу предстоит принять 500 машин.
Но, и станция аэрации, и Щербинка – это самые что ни на есть окраины, за МКАД или возле него. Вполне естественно, там земли больше. На сайте программы «Народный гараж», mskgarage.ru, выведен порайонный план города, и на каждый район можно «кликнуть» курсором. Только вот далеко не каждый «клик» даст отклик: в очень многих случаях, ответ будет «объектов не выявлено». Так, не выявлено будущих народных гаражей в абсолютном большинстве районов ЦАО. Есть, правда, исключения: вот, в Мещанском районе заложен гараж в Ботаническом переулке, вл.10, — на 72 машино-места. В районе Арбат, между прочим, планируется гараж в Скатертном переулке, вл.3. Там, правда, напротив числа машино-мест пока стоит ноль.
Ботанический переулок – это окрестности метро «Проспект Мира» в сторону «от центра». Там можно найти кое-какое свободное местечко, хотя многие граждане, наверно, предпочли бы зеленый скверик. Но Скатертный переулок – это самый центр Москвы, там все застроено старыми и очень добротными домами. Значит, либо снесут какую-то старину, либо последний дворик заставят, либо… это просто лукавство. Сам не знаешь, что предпочесть.
В Юго-Западном округе, «не выявлено объектов» ни в Академическом районе, ни в Гагаринском. Кое-что есть в Черемушках: кварталы 21 и 32а, число машино-мест уже 500. Зато кишат адресами будущих гаражей, скажем, Люблино и Южное Бутово. В общем, даже если программа пойдет на лад, места скопления гаражей явно тяготеют к окраинам. Жителям центральных районов придется в гараж ездить. Захотят ли они?
Наиболее радикального взгляда на проблему придерживается Сергей Асланян: по его мнению, «Народный гараж» не только нереален, но и попросту не нужен.
«Для кого мы строим? – спросил обозреватель. – Конечно, более бедным автолюбителям очень хотелось бы куда-нибудь надежно спрятать последний «Жигуль». Но они этого не потянут! 350 тысяч рублей – это даже не вторые «Жигули», это подороже выйдет. У бедных нет таких денег».
Что же касается приличных европейских машин, то обозреватель напоминает, что подавляющее большинство их в Москве куплено в кредит. А любая покупка в кредит в обязательном порядке включает страховку от ущерба и угона. «Вы знаете, если я покупаю машину за $30 тыс., — заметил Асланян, — и плачу $3 тыс. в год за страховку, — стану ли я еще и 350 тыс. рублей выгребать из кошелька, лишь для того, чтобы над моей машиной был зонтик? Я, например, не стану.
«Народный гараж» — это не боксы, это стоянки. Это место, очерченное мелом для твоей машины, но там нет стен, нет места для хранения резины, нет розетки для включения электроприборов. Это именно зонтик. Притом, гаражей прямо у подъезда не будет никогда. Что, велосипед заводить?»Впрочем, концепция Сергея Асланяна и впрямь непривычна для российского уха: он вообще не сторонник гаражей. По наблюдениям Сергея, не только в Москве, но и в современной Европе гараж – куда больший предмет роскоши, чем автомобиль. Это привилегия очень дорогих машин типа Rolls-Royce. А прочие авто – это сменяемые предметы, которые вполне себе могут существовать на улице, тем более что колеса в наше время можно хранить в автосервисе.
Есть ли менее радикальные точки зрения? Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает «Народный гараж» «в принципе правильной идеей, которая скверно реализуется», поскольку все равно надо что-то просить в управе. К тому же, Похмелкин напоминает, что даже успешно реализованная программа даст «не более 7-8% от общей нужды в парковках».
Но как же быть? Есть ли какие-то альтернативы? В Москве еще остались в некоем количестве старые советские гаражи – до наших дней дожили даже некоторые страшненькие сараюшки из клепаной жести с облупившейся краской. Одно время власти пытались их изничтожить – по выражению Асланяна, «объясняя ветеранам, что они в 1946 году неправильно заполнили договор». Поэтому бывалые автолюбители говорят, что полностью надежным бывает только гараж вдоль железной дороги. Число старых советских гаражей Виктор Похмелкин оценивает в 1%-1,5% от сегодняшнего автопарка Москвы. И хотя вроде бы их оставили в покое, никакой существенной роли в городской жизни они не играют.
Подземные гаражи еще более редки и, естественно, очень дороги. По оценке Асланяна, цифра в 1 млн рублей может служить ориентиром для покупателя. Но есть и гораздо дороже, а вот дешевле – не очень-то. «Я как-то целый год держал свою машину в подземном гараже на улице Улофа Пальме, — рассказал Похмелкин. – Потом арендная плата в очередной раз подскочила. Этот гараж заполнен на треть. Как был, так и есть, — а плата все время растет. Кто бы объяснил? И таких подземных пустот много»
Численность простеньких металлических гаражей-«ракушек» оценить невозможно – они растут, как грибы, но власти их уничтожают беспощадно. Отношение к «ракушкам» неоднозначно: по мнению Асланяна, они сильно портят городской пейзаж – но все-таки, это собственность граждан, и цивилизованная власть, уважающая собственность, не смеет так с нею поступать.
Пожалуй, наибольших симпатий у обозревателей удостоились огороженные стоянки, которые возникают здесь и там, – их организуют кооперативы или просто товарищества собственников жилья, взимая с автовладельцев плату, например, в районе 3 тыс. рублей в месяц. В наиболее цивильном виде, над стоянками сооружаются пластиковые крыши-навесы. «Это законная вещь, — отметил Виктор Похмелкин. – Правда, московским властям она не нравится, некоторых чиновников просто воротит». Впрочем, землю под стоянки сдают сами же районные управы.
В общем, панацей от бед не существует. Гаражей никогда не хватит на все машины,- к сожалению, не хватит на всех и просто узаконенных, очерченных мест для стоянки. Равным образом, никакое гаражное строительство не избавит власти от необходимости разгружать центр города от машин – а значит, и от офисов. Это меры будущего, неизбежно болезненные. Все же, по мере возможности, что-то делать надо, и какая-то доля автовладельцев (особенно на окраинах) будет таким образом удовлетворена.