Re: Цены на автомобильное топливо в России "изменили привычкам"
Добавлено: 29 апр 2011 02:33
Бензин, предназначенный на экспорт, останется в России. Так правительство надеется справиться с дефицитом топлива. Нефтяные компании согласились с этим ограничением, но указывают, что объемы экспортного бензина невелики, да и тот в основном относится к запрещенной к использованию в России марки. Так или иначе, мера не поможет сбить рост цен: к концу лета они могут взлететь на 10%, до 28 рублей за литр высокооктанового бензина.
Российские нефтяники в мае откажутся от экспорта бензина, чтобы насытить внутренний рынок, сообщил журналистам в четверг, 28 апреля, замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Такое решение было принято по итогам селекторного совещания, посвященного ситуации с обеспечением российских регионов топливом.
По словам Кудряшова, с января по апрель 2011 года из России было вывезено около 1 млн тонн нефтепродуктов, в то время как за весь 2010 год на экспорт было направлено 3 млн тонн. Рост объемов экспорта был обусловлен дисбалансом между внутренними и мировыми ценами: в то время как в России стоимость топлива была директивно заморожена с февраля 2011 года, на внешних рынках она росла вслед за ценой нефти.
В то же время ряд российских регионов в апреле столкнулся с дефицитом или резким подорожанием топлива. Первые сообщения поступили из Алтайского края, где часть автозаправок, не входящих в крупные сети, были вынуждены закрыться из-за нехватки топлива на оптовом рынке. Затем о проблемах с бензином заговорили и в других регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Брянской, Кемеровской Ростовской и Мурманской областях, республике Хакасии.
В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Владимир Путин 26 апреля дал поручение всем профильным ведомствам разобраться в причинах происходящего и принять незамедлительные меры.
Впрочем, как выяснилось в ходе селекторного совещания, с реальным дефицитом топлива столкнулись не все области, из которых приходили тревожные известия. Так, из 10 опрошенных регионов только в трех – Белгородской, Томской и Воронежской областях, – наблюдались серьезные проблемы с поставками. Остальные отрапортовали о благополучной ситуации. Ранее сообщалось и о нормализации с поставками топлива в Алтайском крае.
Судя по словам Сергея Кудряшова, речь идет только об эмбарго на вывоз товарных бензинов – всего, по данным Банка России, в 2010 году российские компании отправили на экспорт 133,2 млн т нефтепродуктов, из которых большую часть составляют продукты первичной переработки.
Бензин, да не тот
Между тем, нефтяные компании дают понять, что для них этот запрет практически ничего не изменит, а следовательно, не повлияет и на ситуацию на внутреннем рынке. В частности, в компании «ЛУКОЙЛ» GZT.RU заявили, что экспортируют только тот бензин, который запрещен к применению в России – речь идет о 92-м бензине класса А. «Компания его уже не производит, но иногда по технологическим причинам получается некоторое незначительное количество этого бензина, которое компания вынуждена экспортировать, – рассказал представитель компании. – В 1 квартале этого года компания экспортировала его в объеме 44 тыс. тонн, в прошлом году – 0 тонн. На 2 квартал в принципе никакого экспорта у нас не запланировано».
Из 130 млн тонн нефтепродуктов, которые Россия экспортирует ежегодно, бензин составляет лишь около 3 млн тонн в год, что чуть более 8% от производства бензинов в РФ, напоминает аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. Основную массу экспорта, около 85%, составляет дизельное топливо и мазут. Экспортируемый бензин в основной своей массе относится к запрещенному техрегламентом, добавляют в одной из нефтяных компаний.
Цены не остановить
Даже если принятые меры помогут отчасти справиться с дефицитом топлива, то повлиять на начавшийся рост цен они неспособны. Так, в Московском регионе средний ценник на автозаправках с 18 по 27 апреля вырос по разным видам топлива на 30-40 копеек за литр. По прогнозам президента Московского топливного союза Григория Сергиенко, это еще не предел – в ближайшее время он ожидает роста на 2-3 рубля.
Запрет проблемы не решит
Запрет на экспорт, который, скорее всего, коснется только бензина, позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, но может иметь негативные долгосрочные последствия, предупреждает Андрей Полищук из БКС. «Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти», – отмечает Полищук. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать, уверен он.
«Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 руб.», – прогнозирует аналитик. Он напоминает, что причины роста цен не только в росте стоимости сырья на мировых рынках, но и в увеличении акцизов: с начала 2011 года акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, а до 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина составляют налоги. Намеренное сдерживание роста цен приведет лишь к падению интереса и инвестиций в перерабатывающие активы в РФ, уверен Полищук.
Понятно, что мы,простые обыватели и потребители, не узнаем в ближайшее время об истинных причинах очередного "фурункула" нынешней Власти в РФ - внезапного дефицита топлива. В массе версий, предположений и домыслов, которые сегодня уже льются с экранов ТВ, динамиков FM и строчек даже самой "желтой" прессы, называются самые разнообразные причины - от Президента с премьер-Министром вместе и по отдельности и до происков спецслужб как российских, так и разных других; от "раздолбайства" и до диверсии.
А, может быть, это "подстава" для Путина, буквально на днях гордо заявлявшего о мировом первенстве по добыче нефти? Если так, то кто осмелился "подложить кнопку" ?
Российские нефтяники в мае откажутся от экспорта бензина, чтобы насытить внутренний рынок, сообщил журналистам в четверг, 28 апреля, замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Такое решение было принято по итогам селекторного совещания, посвященного ситуации с обеспечением российских регионов топливом.
По словам Кудряшова, с января по апрель 2011 года из России было вывезено около 1 млн тонн нефтепродуктов, в то время как за весь 2010 год на экспорт было направлено 3 млн тонн. Рост объемов экспорта был обусловлен дисбалансом между внутренними и мировыми ценами: в то время как в России стоимость топлива была директивно заморожена с февраля 2011 года, на внешних рынках она росла вслед за ценой нефти.
В то же время ряд российских регионов в апреле столкнулся с дефицитом или резким подорожанием топлива. Первые сообщения поступили из Алтайского края, где часть автозаправок, не входящих в крупные сети, были вынуждены закрыться из-за нехватки топлива на оптовом рынке. Затем о проблемах с бензином заговорили и в других регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Брянской, Кемеровской Ростовской и Мурманской областях, республике Хакасии.
В связи со сложившейся ситуацией премьер-министр Владимир Путин 26 апреля дал поручение всем профильным ведомствам разобраться в причинах происходящего и принять незамедлительные меры.
Впрочем, как выяснилось в ходе селекторного совещания, с реальным дефицитом топлива столкнулись не все области, из которых приходили тревожные известия. Так, из 10 опрошенных регионов только в трех – Белгородской, Томской и Воронежской областях, – наблюдались серьезные проблемы с поставками. Остальные отрапортовали о благополучной ситуации. Ранее сообщалось и о нормализации с поставками топлива в Алтайском крае.
Судя по словам Сергея Кудряшова, речь идет только об эмбарго на вывоз товарных бензинов – всего, по данным Банка России, в 2010 году российские компании отправили на экспорт 133,2 млн т нефтепродуктов, из которых большую часть составляют продукты первичной переработки.
Бензин, да не тот
Между тем, нефтяные компании дают понять, что для них этот запрет практически ничего не изменит, а следовательно, не повлияет и на ситуацию на внутреннем рынке. В частности, в компании «ЛУКОЙЛ» GZT.RU заявили, что экспортируют только тот бензин, который запрещен к применению в России – речь идет о 92-м бензине класса А. «Компания его уже не производит, но иногда по технологическим причинам получается некоторое незначительное количество этого бензина, которое компания вынуждена экспортировать, – рассказал представитель компании. – В 1 квартале этого года компания экспортировала его в объеме 44 тыс. тонн, в прошлом году – 0 тонн. На 2 квартал в принципе никакого экспорта у нас не запланировано».
Из 130 млн тонн нефтепродуктов, которые Россия экспортирует ежегодно, бензин составляет лишь около 3 млн тонн в год, что чуть более 8% от производства бензинов в РФ, напоминает аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. Основную массу экспорта, около 85%, составляет дизельное топливо и мазут. Экспортируемый бензин в основной своей массе относится к запрещенному техрегламентом, добавляют в одной из нефтяных компаний.
Цены не остановить
Даже если принятые меры помогут отчасти справиться с дефицитом топлива, то повлиять на начавшийся рост цен они неспособны. Так, в Московском регионе средний ценник на автозаправках с 18 по 27 апреля вырос по разным видам топлива на 30-40 копеек за литр. По прогнозам президента Московского топливного союза Григория Сергиенко, это еще не предел – в ближайшее время он ожидает роста на 2-3 рубля.
Запрет проблемы не решит
Запрет на экспорт, который, скорее всего, коснется только бензина, позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, но может иметь негативные долгосрочные последствия, предупреждает Андрей Полищук из БКС. «Из-за сдерживания цен на внутреннем рынке нефтяные компании просто-напросто могут снизить объемы переработки и увеличить экспорт сырой нефти», – отмечает Полищук. Так или иначе, резкого роста цен на заправках нам не избежать, уверен он.
«Возможно, еще месяц или два правительству удастся сдержать рост цен на заправочных станциях на уровне 2-3%, но уже к концу лета цены могут увеличиться на все 10%, литр высокооктанового бензина в среднем по РФ может подорожать до 28 руб.», – прогнозирует аналитик. Он напоминает, что причины роста цен не только в росте стоимости сырья на мировых рынках, но и в увеличении акцизов: с начала 2011 года акцизы на бензин повысились в зависимости от класса топлива на 29-50%, а до 4,5 руб. в стоимости одного литра бензина составляют налоги. Намеренное сдерживание роста цен приведет лишь к падению интереса и инвестиций в перерабатывающие активы в РФ, уверен Полищук.
Понятно, что мы,простые обыватели и потребители, не узнаем в ближайшее время об истинных причинах очередного "фурункула" нынешней Власти в РФ - внезапного дефицита топлива. В массе версий, предположений и домыслов, которые сегодня уже льются с экранов ТВ, динамиков FM и строчек даже самой "желтой" прессы, называются самые разнообразные причины - от Президента с премьер-Министром вместе и по отдельности и до происков спецслужб как российских, так и разных других; от "раздолбайства" и до диверсии.
А, может быть, это "подстава" для Путина, буквально на днях гордо заявлявшего о мировом первенстве по добыче нефти? Если так, то кто осмелился "подложить кнопку" ?
