Предполагаю что все уже немного подзабыли как спасали наш автопром.

Давайте вспомним, какие меры были приняты для поддержки отечественного автомобилестроения, и посмотрим, к чему они в итоге привели.
Если лошадь сдохла - слезь. Народная мудрость
Кризис подкрался незаметно. Около года назад стало ясно, что автомобильной промышленности в ближайшем будущем не светит ничего хорошего. Так оно и вышло: кризис заставил мировых автогигантов останавливать конвейеры, образовывать новые альянсы, сокращать персонал, продавать свои бренды, придумывать всевозможные акции, менять руководителей и дизайнеров. Компаниям с громким именем и долгой историей пришлось активно "барахтаться", как той лягушке в кувшине молока, чтобы остаться на плаву.
А что у нас? Главному представителю российского автопрома – АвтоВАЗу – тоже пришлось нелегко.
Повышение пошлин на иномарки
Чтобы заставить людей покупать отечественные машины, было решено "вставлять палки в колеса" иномаркам. Первым делом предложили существенно поднять ввозные пошлины на иностранные автомобили.
Страну всколыхнула волна протестов. Больше всего волнений было на Дальнем Востоке, где большинство людей ездят как раз на подержанных "японках". На этом фоне выделился робкий митинг АвтоВАЗа: работники завода вышли с плакатами "Покупай российское!", "Пошлинам – да, спекулянтам – нет!" и т.п.
ВАЗовцев слабо поддержали в нескольких городах. В частности, забавный митинг прошел в Екатеринбурге – на акцию собрались школьники и пенсионеры, которые вообще плохо представляли, о чем идет речь, и почему-то прославляли "Запорожец".
Несмотря на бурный резонанс, 12 января 2009 года новые пошлины все-таки вступили в силу. Таможенные ставки на ввозимые из-за рубежа новые автомобили выросли до 30%, а на машины от трех до пяти лет – до 35%. Особенно невыгодно стало покупать иномарки старше пяти лет.
Сначала повысить пошлины собирались временно, на 9 месяцев. Видимо, эффект понравился, и новые пошлины оставили навсегда.
К чему это привело? Сразу же поднялись цены на абсолютно все автомобили, в том числе и на "Жигули", которые ни откуда не ввозятся и пошлинами не облагаются. Повышение цен на АвтоВАЗе объяснили подорожанием импортных запчастей и инфляцией.
Спрос на иномарки действительно сильно упал. Импорт автомобилей в Россию сократился на 72,4%. Но стали ли покупать больше "Жигулей"? Нет. Продажи АвтоВАЗа упали более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Многие просто решили переждать кризис и отложить покупку авто до лучших времен.
Мы едем, едем, едем, в далекие края
Особенно плачевная ситуация после повышения пошлин сложилась на Дальнем Востоке. Иномарки стали дороже, а покупать "Жигули" по-прежнему было не выгодно из-за высоких расходов на их транспортировку: везти далеко, дорого, что отражалось на цене.
Поэтому решено было возить отечественные легковые автомобили на Дальний Восток со скидкой. На эти цели планировали выделить 2 млрд. рублей.
И вот по железной дороге привезли первую "льготную" партию – 160 машин. Но даже такое очень скромное количество автомобилей для масштабов целого федерального округа продать не смогли. Ни со скидками, ни без скидок, "Жигули" на Дальнем Востоке оказались не нужны. Эксперимент не удался.
Лево руля, право руля
Еще одной радикальной мерой по "избавлению от иномарок" мог бы стать запрет правого руля – такая строка значилась в предварительном варианте нового технического регламента , который вступит в силу осенью следующего года. Однако в итоге прямой запрет на правый руль убрали. Но остались косвенные запреты, из-за которых будет невозможно пользоваться многими иномарками. К примеру, VIN теперь должен быть 17-значным, а у праворульных "японок" он 11-значный. Не повезло и "американцам" с красными поворотниками.
Также предлагали запретить ввоз в Россию автомобилей без ГЛОНАСС (нашего аналога GPS) или же значительно увеличить пошлины на такие машины. К счастью, эти слова остались словами, ведь на данный момент система ГЛОНАСС развита гораздо слабее GPS, и навязывать ее всем в обязательном порядке было бы немыслимо.
Фитосанитарный контроль
Но и это еще не все. Чтобы усложнить процесс покупки б/у автомобилей из-за рубежа, иномарки решили проверять на вшивость – в прямом смысле слова. С 15 июля в Россию запретили ввозить подержанные легковые автомобили, грузовики или микроавтобусы без разрешения Россельхознадзора. Весь автомобильный "секонд-хэнд" обязали дважды проходить фитосанитарный контроль - на границе и в месте назначения. Машины начали проверять на наличие насекомых, которые могут навредить природе России. Видимо, заграничные жуки представляют особую опасность для нашей флоры и фауны.
Однако, не прошло и двух месяцев, как Федеральная антимонопольная служба признала фитосанитарный контроль незаконным, т.к. он нарушает закон о конкуренции.
Льготные кредиты
Но не все принятые меры были запретительными. Для людей сделали и кое-что полезное, например, ввели субсидированные автокредиты по льготным ставкам. На выгодных условиях разрешили приобретать только машины отечественной сборки, причем, изначально стоимость автомобилей ограничили суммой 350 тысяч рублей. В итоге, кроме продукции АвтоВАЗа, фактически и выбирать было нечего. Поэтому другие автопроизводители начали подстраиваться под введенные рамки и удешевлять свои машины, дабы попасть в заветный список.
Но недавно верхнюю планку подняли до 600 тыс. рублей. С одной стороны, это расширило список льготных автомобилей. С другой стороны, необходимость укладываться в маленькую сумму пропала, и многие компании тут же значительно подняли цены. К примеру, если раньше Ford Focus можно было купить за 344 тыс. рублей (его специально "удешевили" для спецкредитов), то в начале октября минимальная комплектация будет стоить уже 496 тыс. рублей.
Помогите, люди добрые
Помогали заводу и просто деньгами.
Весной этого года АвтоВАЗ обратился к правительству за финансовой поддержкой. В.В. Путин посетил завод и приказал выделить предприятию беспроцентную ссуду размером 25 млрд. рублей, предупредив, что больше до 2013 года АвтоВАЗ помощи может не ждать.
Прошло полгода, АвтоВАЗ рассчитался с поставщиками, сотрудниками и погасил некоторые кредиты. К сентябрю деньги закончились, а долг компании перед банками составил 37 млрд. руб. Поэтому сейчас рассматривается возможность очередной господдержки, сумма которой может составить 30 млрд. руб. Владимир Владимирович просчитался, какой 2013-ый год, денег хватило на полгода…
Далеко идущие планы
Впрочем, среди идей о поддержке АвтоВАЗа были и вполне здравые, воплощения которых в реальность многие ждут с нетерпением.
Во-первых, недавно заговорили о программе, по которой за автомобили старше 10 лет будут давать 50 тыс. рублей. Правда, не наличными деньгами, а в виде скидки на покупку нового ВАЗа. На эти цели государство собирается выделить 10 млрд. рублей, а сама программа должна стартовать в следующем году. Но здесь есть свои сложности: почти 57% российского автопарка (34,4 млн. машин) старше 10 лет, а выделенных правительством денег хватит лишь на 200 тыс. желающих.
Во-вторых, депутаты предлагают разрешить тратить "материнский капитал" (около 300 тыс. рублей), выдаваемый женщинам при рождении второго ребенка, на покупку "Жигулей". Будет ли эта затея воплощена в жизнь, неизвестно, но многие мамы действительно готовы потратить свой "капитал" на машину от АвтоВАЗа.
К чему же привели в итоге все попытки поддержать отечественного автопроизводителя?
Ситуация сейчас такова. АвтоВАЗ планирует сократить около 30 тысяч сотрудников, и сокращения уже начались. Дилерская сеть разваливается на глазах. Убытки АвтоВАЗа за 2009 год составляют больше 35 млрд рублей – завод не то что не окупается, он приносит колоссальные потери. Минпромторг советует заводу переключиться на выпуск игрушечных машинок и велосипедов – это не злая шутка, это реальный способ сохранить тысячи рабочих мест, но независимый профсоюз завода обижается на такое предложение.
Премьер-министр Путин на встрече с руководством Союза машиностроителей делает заявление, которое тут же облетает все СМИ: "Не нужно иллюзий - сегодня никто не в состоянии заставить покупателя приобретать неконкурентный товар, товар вчерашнего дня: никакие уговоры и даже заградительные барьеры, таможенные пошлины, ввозные, по большому счету, не помогут".
Кризис лишь подчеркнул то, что и так было ясно: АвтоВАЗ давно уже не является рентабельным предприятием. Может быть, пора задуматься, стоит ли реанимировать дохлую лошадь, или же наступило самое время слезть с нее, последовав примеру других стран, где не боятся продавать такие марки, как Hummer, и закрывать такие заводы, как Jaguar Land Rover, если этого требует экономическая ситуация.