При проектировании системы безопасности для каждого автомобиля приходится учитывать множество факторов: таких, как место хранения автомобиля, надежность штатной противоугонной систем, востребованность автомобиля на криминальном рынке, специфические требования владельца, и т.д. Однако без понимания общих правил построения систем безопасности, сложно спроектировать оптимальную по соотношению цена и уровень защиты систему. И даже установка дорогостоящего охранного комплекса, построенного бессистемно, может оказаться пустой тратой времени и денег.
В данной статье мы намеренно не упоминаем названий конкретных сигнализаций, иммобилайзеров, замков, так как к концепции построения защиты имена торговых марок не имеют никакого отношения.
В основу нашей концепции положена система знаний и опыта, накопленного сотрудниками нашей фирмы с начала деятельности на рынке охранных систем. Первые опытные установки датированы 80-ми годами прошлого века, а первый продукт, который можно назвать серийным, был выпущен нами в 1992 году. За это время был накоплен бесценный багаж знаний, относящихся к защите автомобиля от угона который мы и попытались формализовать в данную концепцию.
Итак, по статистике, подавляющее большинство угонов автомобиля осуществляется с запуском его двигателя, т.е. своим ходом во время отсутствия владельца. Это более 95% случаев. Некоторые, очень дорогие автомобили, оснащенные серьезными комплексами и угоняемые под заказ, захватываются с применением насилия, и совсем незначительное число угонов связанно с буксировкой или транспортировкой автомобиля. Поэтому, строя систему безопасности необходимо сконцентрироваться на снижения рисков наиболее вероятных сценариев угона. Так как основой наиболее вероятного угона является запуск двигателя и возможность автомобиля двигаться своим ходом, то самым важным фактором, влияющим на то, угонят ваш автомобиль, или нет, является время, которое придется потратить угонщикам на нейтрализацию систем электронной или механической блокировки. Если это время будет более того, которым располагают угонщики в конкретной ситуации, то ваш автомобиль останется принадлежать Вам. Если же угонщики успеют справиться с задачей - автомобиль уедет. Время, которым располагают угонщики, в основном зависит от места стоянки автомобиля и будет минимальным на парковке около дома и максимальным в неохраняемом гараже. Т.е. храня автомобиль в гараже, вы снижаете риск возникновения попытки угона, но повышаете вероятность его успешного завершения. Также, время, имеющееся у угонщиков на попытку угона, сильно сокращается при наличии у владельца информации о факте начала посягательства на его автомобиль.
Исходя из сказанного, можно вывести две основные задачи, которые нужно решить, строя систему безопасности: Во-первых, не дать автомобиль завести и/или стронуть с места максимальное время, во-вторых, максимально надежно передать информацию владельцу о факте покушения на его автомобиль. С первой задачей призваны справляться электронные системы блокировки (т.н. иммобилайзеры) и механические противоугонные средства- замки КПП, рулевого вала, тормозной системы. Вторую выполняют автосигнализации. Их можно разделить по способу доставки информации владельцу (это их основная задача).
• аудиовизуальный - с помощью сирены или сигнала и указателей поворота;
• радиоканал - одно или двусторонний радио пейджер на частоте 433 МГц или более экзотических 27МГц (СВ), 830МГц или 2,4ГГц.;
• как отдельная разновидность радиопейджинга - это передача тревожных сообщений с использованием сетей сотовой телефонной связи- в основном в стандарте GSM.
Главными, интересующими владельца, свойствами систем сигнализации должны быть надежность доставки информации и точность определения факта вторжения в автомобиль, т.е система должна обладать достаточным комплексом датчиков, чтобы при минимуме ложных срабатываний точно определить серьезную угрозу и сообщить о ней владельцу. Наименее надежен здесь аудиовизуальный канал, так как вы, во многих случаях просто можете не услышать сигналов сирены. Более надежен радиопейджинг. Но его ахиллесовой пятой является невозможность доставки информации, в случае применения угонщиками средств постановки радиопомех. И если в случае систем с двусторонней связью, достаточно примитивных самодельных глушилок, то для качественной блокировки GSM-канала, в следствии примененных в нем алгоритмов защиты от помех, требуется более сложное оборудование промышленного производства.
Исходя из сказанного выше, на данный момент, наиболее надежным можно считать канал связи с использованием сотовых сетей. Кроме того, большинство GSM-систем предоставляют владельцу возможность управления дополнительными охранными и сервисными функциями с помощью сотового телефона. Функцию некоторых систем, позволяющую определять координаты автомобиля с помощью приемника сигналов со спутников GPS/Глонас и передачу их владельцу можно считать выпадающей из нашей концепции защиты. Наша основная задача- не дать автомобилю уехать, а искать угнанный автомобиль- неблагодарное занятие, тем более, что, как показывает практика, системы определения координат быстро отключаются при попытке угона. Это связанно с тем, что в автомобиле достаточно мало мест, подходящих для установки приемных антенн GPS/ Глонас и все они хорошо известны угонщикам. Поэтому, стоимость этой функции лучше перераспределить, с целью повышения противоугонных свойств системы. Применение спутникового поиска может быть оправданно лишь при безграничном бюджете охранной системы, как «Рубеж Последней Надежды».
Вернемся к нашей первой и основной задаче - не дать автомобилю уехать без владельца.
Разделим системы, выполняющие ее, на механические и электронные. Есть также системы, совмещающие в себе и механическую и электронную блокировку, но обычно электронная блокировка в них реализована достаточно слабо и носит характер вспомогательной.
Механические противоугонные системы блокируют механизмы автомобиля, без которых передвижение на автомобиле либо невозможно, либо затруднительно. Обычно блокируют механизм КПП, рулевой вал или рабочую тормозную систему. По нашему опыту наиболее надежен, с точки зрения защиты от угона, замок рулевого вала. Но, в связи с тем, что процедура его блокировки-разблокировки достаточно трудоемка для владельца, его обычно используют для ночной стоянки, и лишь наиболее ответственные пользователи блокируют рулевой вал, каждый раз покидая автомобиль.
Замки КПП обычно представляют для угонщика меньше проблем при демонтаже, чем замок рулевого вала, но гораздо удобнее в использовании. Их можно рекомендовать только при отсутствии возможности установки на автомобиль замка рулевого вала, как дополнение к нему или при категорическом несогласии владельца использовать замок рулевого вала. Его можно также рекомендовать для установки представительницам прекрасного пола, т.к. использование замка рулевого вала требует некоторых технических навыков и при его использовании иногда страдает маникюр.
Замки, блокирующие рабочую тормозную систему, не позволяют штатно использовать автомобиль. Но отечественные реалии показывают, что угонщики вполне могут уехать на автомобиле с перерезанными тормозными шлангами, используя для остановки стояночную тормозную систему.
Ну и теперь о системах, которые, по нашему мнению являются сердцем противоугонного комплекса. Это электронные противоугонные системы. Их вклад в защиту автомобиля от угона сложно переоценить. Только грамотно разработанная и установленная электронная противоугонная система может оттянуть запуск двигателя, а как следствие, в большинстве случаев, и сам угон, на несколько часов, оставляя владельцу автомобиля огромный шанс остаться таковым. Будем называть эти системы общепринятым сленговым названием - Иммобилайзер.
Современный автомобиль обычно уже имеет в комплектации иммобилайзер, устанавливаемый на конвейере. Но угонщики обычно хорошо осведомлены об особенностях штатных систем и имеют штатный набор инструментария, необходимого для его отключения. Время падения штатного иммобилайзера редко превышает единицы минут, а иногда и десятков секунд.
Поэтому наличие дополнительно установленного иммобилайзера можно считать главным звеном в концепции защиты. Иммобилайзеры, выпускаемые сейчас и доступные для установки можно классифицировать по способу идентификации пользователя и по способу осуществления блокировок двигателя.
Для идентификации владельца используются в основном следующие методы:
контактные электронные ключи во всех своих разновидностях, от примитивных таблеток фирмы Dallas Semiconductors с фиксированным идентификационным ключом, до ключей, применяющих сложный диалоговый алгоритм идентификации. Для запуска автомобиля, оборудованного такой системой владельцу необходимо прислонить или вставить ключ в считыватель. В данных противоугонных системах зачастую есть Возможность «снятия» кода с ключа, в случае возможности доступа злоумышленника к ключу (автосервис, мойка и т.п.).Автовладельцы не защищены от самого банального - кражи ключей. Большое беспроводное реле, затрудняющие скрытую блокировку (в случае, если система вообще их имеет).
Затем идут системы, использующие радиочастотные транспондерные метки, в которых применен алгоритм автоматического ответа метки на запрос от основного блока. Эти системы, обычно, не требуют от владельца дополнительных действий, кроме наличия у него метки. Радиочастотная транспондерная метка, используемая для идентификации владельца, подвержена перехвату кода. Также может использоваться имитация присутствия метки в салоне с помощью радиоудлинителя.
Еще один, достаточно новый класс устройств которые использует дактилоскопическую идентификацию пользователя. Для разблокировки этих систем владелец должен приложит палец к сканеру отпечатка. Однако надо отметить и некоторые недостатки метода емкостного сканирования отпечатка пальца, применяемого в большинстве автомобильных биометрических систем, сильную зависимость качества распознавания от влажности кожи и температуры окружающей среды. Оптические сканеры такими недостатками не страдают, но могут быть обмануты простой распечаткой на принтере отпечатка владельца. Но это экзотика, если от нее отвлечься- то дактилоскопический метод идентификации является одним из самых защищенных.
И наконец, старый как мир, но доказавший свое право на жизнь временем, способ идентификации пользователя по персональному коду или паролю. Здесь пользователю, как и в случае с дактилосканером, не требуется носить с собой ничего лишнего - только багаж знаний.
Различаются кодовые системы по способу набора кода и по сложности алгоритмов защиты от подбора.
В следующей части рассмотрим методы осуществления блокировки.
PS. Эта концепция- лишь попытка проанализировать и намекнуть читателю, что формула "Захотят-угонят"- это даже на заказных машинах работает далеко не всегда. А для всех остальных другой принцип - "Не захочешь- не угонят". И это касается не только комплекса технических мер, но и желания самого пользователя. Косвенно, конечно. Никто в прямую не скажет "Я хочу, чтоб мою тачку сперли!", но если детально присмотреться к тому, чем в большинстве своем машины оборудованы и как хозяева относятся к вопросам безопасности- то выводы напрашиваются сами. Разгильдяйство процветает.
Продолжение следует... Устал
